57642a5c     

Микульский С С - Генри Фильдинг - Великий Английский Пpосвeтитель



С.С.Микульский
Генри Фильдинг - великий английский пpосвeтитель
1
Генри Фильдинг (1707-1754) был выдающимся романистом и драматургом,
крупнейшим сатириком и юмористом, "творцом реалистического романа,
удивительным знатоком быта страны и крайне остроумным писателем", как
отмечал М. Горький.
Генри Фильдинг принадлежал к числу наиболее замечательных людей того
знаменательного исторического периода, простирающегося от конца английской
революции XVII века до французской революции 1789 года, который принято
называть эпохой Просвещения. В своей работе "От какого наследства мы
отказываемся" В. И. Ленин говорит о трех чертах, характерных как для
русских, так и для западноевропейских просветителей. Просветители были
одушевлены "горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в
экономической, социальной и юридической области. Это первая характерная
черта "просветителя". Вторая характерная черта... - горячая защита
просвещения, самоуправления, свободы... Наконец, третья характерная черта
"просветителя" это - отстаивание интересов народных масс, главным образом
крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в
эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и
его остатков принесет с собой общее благосостояние, и искреннее желание
содействовать этому" {В. И. Ленин, Сочинения, т. 2, стр. 472.}. Просветители
разных стран, ведя борьбу с феодализмом и его пережитками в различных сферах
жизни, мысли и культуры, "...совершенно искренно верили в общее
благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли
еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного" {Там
же, стр. 473.}. Они стремились поставить на службу народу все области знания
и творчества. Веря в вечное совершенствование человечества, они
проповедовали наступление "царства разума", построенного на священных
принципах свободы, равенства и братства.
Основные идеологические тенденции были общими у просветителей разных
стран. Все они более или менее решительно боролись с пережитками
крепостничества, критиковали монархическое самовластие и религиозный
фанатизм, вели борьбу за политическое и социальное освобождение народных
масс, за приобщение их к культуре. Все просветители пропагандировали новые
идеи в максимально доступной народу форме. Философия, наука, литература,
театр носили у просветителей откровенно воспитательный, тенденциозный
характер.
Однако острота нападок просветителей на феодальный порядок и уровень их
демократизма были глубоко различны в отдельных странах Европы. В основном
это определялось степенью экономического развития и политической зрелости
буржуазии этих стран, связью буржуазии с движением народных масс и ее
подготовленностью к революционным действиям. Соответственно этому, в
различных странах совершенно по-разному протекала литературная и театральная
жизнь.
Особенно боевой характер имело просветительское движение во Франции,
где оно идеологически подготовляло первую французскую буржуазную революцию,
явившуюся великим рубежом в мировой истории. Ф. Энгельс писал в
"Анти-Дюринге": "Великие люди, которые во Франции просвещали головы для
приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно" {Ф. Энгельс,
Анти-Дюринг, 1952. стр. 16.}. Защита интересов угнетенного народа придавала
огромную силу борьбе французских просветителей с феодализмом и абсолютизмом.
Их основной задачей являлось стремление выковывать идеологическое оружие д



Содержание раздела