Миндлин А - 'еврейская Политика' Столыпина
Миндлин А.
"ЕВРЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА" СТОЛЫПИНА
Первая статья Манифеста 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании
Государственного порядка" гласила: "Даровать населению незыблемые основы
гражданской свободы в началах действительной неприкосновенности личности" (1) .
Но о какой неприкосновенности личности можно было говорить, когда в ответ на
революционные манифестации по поводу указанного акта буквально на следующий день
начались погромы, охватившие почти всю страну и являвшиеся кровавыми
"патриотическими" манифестациями.
Погромы были направлены, главным образом, против евреев, но громили также демократические и революционные слои населения.
Достоянием гласности стал рапорт от 15 февраля 1906 г. министру внутренних дел
заведующего особым отделом Департамента полиции, чиновника особых поручений Н.
А. Макарова, 3 мая рапорт без комментариев напечатала газета "Речь" под
заголовком "Из истории нашей контрреволюции" (2) .
Каким образом секретный документ попал в периодическую печать сказано далее.
Здесь же необходимо подчеркнуть резонанс, вызванный публикацией в российском
обществе, так как из нее стало известно о роли Департамента полиции в
организации погромов.
Возмущенные члены I Государственной думы 8 мая единогласно приняли срочное
заявление о запросе министру внутренних дел по поводу печатания погромных
воззваний в Департаменте полиции и происшедших в Вологде, Калязине и Царицине
беспорядков, подписанное 81 членом Думы (3) . Погромы в Калязине и Царицине, и
еврейский погром в Вологде произошли 1 мая, как противодействие первомайским
демонстрациям.
8 июня в Думе на запрос отвечал министр внутренних дел П. А. Столыпин, недавно назначенный на эту должность. Выступление было пробным камнем его "еврейской политики".
В историографии советского периода в значительной степени укоренилось
представление о Столыпине как о "реакционере", "вешателе" и "антисемите". Его
современные биографы, например, П. Н. Зырянов и И. В. Островский не оперируют
подобными эпитетами и их оценки не столь жестки. Анализируя аспекты деятельности
Столыпина, которые опосредованно можно было бы связать с перечисленными
эпитетами, они делают акценты на первых двух, уделяя третьему существенно меньше
внимания (4) .
Поэтому интересно проследить, каким было отношение Столыпина к
евреям, выражавшееся, в основном, в его позиции по законам о евреях.
Значительную часть жизни Столыпин провел в своем имении Колноберже, в Ковенской
губернии, населенной преимущественно поляками, литовцами и евреями. В процессе
активной хозяйственной деятельности он тесно общался с местным населением, в том
числе с евреями, и не понаслышке знал положение последних. Возвращаясь к
запросу, следует отметить, что Столыпин хотел быть в Думе при его формулировании, приезжал туда. В это время обсуждался другой вопрос; он уехал, рассчитывая вернуться, но опоздал (5) .
За неделю до выступления Столыпина - 1 июня начался еврейский погром в
Белостоке, продолжавшийся три дня. 2 июня 49 членов Думы внесли срочное
заявление о запросе министру внутренних дел, где говорилось: принимаются ли меры
к защите еврейского населения Белостока и что намерен министр предпринять для
предупреждения убийств, грабежей и насилий над еврейским населением в других
местностях. Выступавшие при обсуждении запроса обвиняли власти в прямой
организации погромов или в попустительстве им, либо, в крайнем случае, в
бездействии и категорически отвергали в качестве причины погромов национальную
вражду. В